Благодаря настойчивости жителя Северодонецка Кабинет Министров принял существенные изменения в Положение о назначении субсидий

Эта статья будет полезна прежде всего - пенсионерам

Максимов Сергей
Источник:

prav-da.com.ua 

Эта статья будет полезна прежде всего:

- пенсионерам, которые в этом году вышли на пенсию. Количество таких пенсионеров по ориентировочной оценке автора: сотни тысяч (в 2015 г. было 400 000);

- пенсионерам, которые в прошлом году, находясь на пенсии, работали. Количество таких пенсионеров по ориентировочной оценке автора: несколько миллионов, (в 2011 г. было 2.9 млн. человек);

- пенсионерам, которые в прошлом году, находясь на пенсии, были физическими лицами-предпринимателями и избрали упрощенную систему налогообложения.

Порядок назначения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг регламентируется Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного Постановлением КМУ от 21 октября 1995 N 848 "Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива" (далее - Положение).

Этим Положением установлен различный порядок назначения и предоставления субсидий для различных групп населения.

Обратим внимание на одну из многочисленных групп граждан, претендующих на получение субсидий - пенсионеров.

По состоянию на 01.05.2015 г. в п. 12 Положения установлена следующая процедура:

«Если субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается в I квартале года, среднемесячный совокупный доход определяется за первые три квартала прошлого года, в других случаях - за предыдущий календарный год.

По желанию граждан субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается на основе среднемесячного (за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения) совокупного дохода лиц ...

Для вычисления дохода неработающих граждан, которым назначена пенсия впервые или если они оставили работу в период, за который учитываются доходы, и не имеют других доходов, кроме пенсии и доходов от личного крестьянского хозяйства, в совокупном доходе по усмотрению пенсионера учитывается доход за указанный период или размер назначенной ежемесячной пенсии».

То есть, у пенсионеров был выбор:

- взять доход за предыдущий календарный год;

- взять доход за предыдущие шесть месяцев - взять размер назначенной ежемесячной пенсии для неработающих граждан, которым назначена пенсия впервые или если они оставили работу в период, за который учитываются доходы, и не имеют других доходов, кроме пенсии ...

- взять доход в размере назначенной ежемесячной пенси.

21.07.2015 г. в п. 12 Положения внесли следующие изменения:

- По желанию граждан субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается на основе среднемесячного (за три месяца, предшествующих месяцу обращения) совокупного дохода лиц ...

Ранее было за шесть месяцев.

- Что лучше? - Кому как.

То есть, у пенсионеров был выбор:

- взять доход за предыдущий календарный год;

- взять доход за предыдущие три месяца, - взять размер назначенной ежемесячной пенсии для неработающих граждан, которым назначена пенсия впервые или если они оставили работу в период, за который учитываются доходы, и не имеют других доходов, кроме пенсии ...;

- взять доход в размере назначенной ежемесячной пенсии.

- п. 12 Положения дополнен абзацем:

«Для физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога первой группы, в совокупный доход за каждый месяц учитывается доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц за этот месяц, для физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога второй группы - двух прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц, для физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога третьей группы, - трех прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц.

А это нововведение коренным образом повлияло (в сторону ухудшения) на начисление субсидий гражданам (в том числе - и пенсионеров) - предпринимателям, которые избрали упрощенную систему налогообложения (единый налог).

Об этом подробнее чуть ниже.

01.10.2015 г. из п. 12 Положения исключен абзац:

«Для исчисления дохода неработающих граждан, которым пенсию назначено впервые или если они оставили работу в период, за который учитываются доходы, и не имеют других доходов, кроме пенсии и доходов от личного крестьянского хозяйства, в совокупном доходе пенсионера учитывается размер назначенной ежемесячной пенсии".

То есть, у пенсионеров выбор сузился:

- Взять доход за предыдущий календарный год;

- Взять доход за предыдущие три месяца.

30.04.2016 г. преемник Яценюка, Премьер-министр Украины Гройсман В. Б., пошел дальше:

- из п. 12 Положения исключен абзац:

"По желанию граждан субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается на основе среднемесячного (за три месяца, предшествующих месяцу, с которого назначается субсидия) совокупного дохода лиц, указанных ..."

- при исчислении дохода для граждан-предпринимателей, включая пенсионеров, увеличили размер дохода на один прожиточный минимум. Стало: 2-4 прожиточных минимумов, которые вычисляют, независимо от дохода. В том числе, - и при ну левом доходе.

Таким образом, для всех граждан, включая пенсионеров, остался один вариант при обчислении дохода: только за прошлый год.

Таким образом, пункт 12 Порядка за 12 месяцев меняли 7 раз.

В результате уменьшили права граждан, особенно пенсионеров-предпринимателей.

А с каким восторгом начиналось ...

В прошлом году Премьер-министр Украины Арсений Яценюк «красиво представил» разработанную его правительством систему субсидирования украинских граждан, благодаря которой, по его словам, все нуждающиеся Украинцы могут получить государственную помощь в оплате коммунальных услуг.

Этот тезис многократно не перестает повторять и Гройсман В. Б., его преемник. На заседании Кабмина он сказал: «Платежки, которые вы получите в ноябре месяце, не будут для вас самыми плачевными. Я заявляю это ответственно на всю страну, хотел бы, чтобы меня услышали в маленьком селе и большом городе ».

В эфире Эспрессо ТВ Вице-премьер-министр Павел Розенко сказал: «Украинцы почувствуют эффект повышения тарифов только с октября этого года».

Вот тут он прав.

Если оставить формулировку п. 12 Порядка в редакции от 30.04.2016 г., то почувствуют:

- предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения (единый налог), и имеют небольшие или нулевые доходы, которым автоматически считают доход в размере двух - четырех прожиточных минимумов;

- безработные, которым автоматически считают доход в размере двух прожиточных минимумов;

- граждане, имеющие средний доход, которым субсидии не предназначены, но которые почувствуют увеличение начислений за жилищно-коммунальные услуги на своим семейном бюджете;

- граждане, имеющие индивидуальное отопление.

Гр. К. решил повести борьбу с произволом власти и добиться восстановления прав пенсионеров.

Лично он почувствовал несовершенство механизма начисления субсидий уже с октября 2015 года.

Главный антирезультат этих действий правительства - это уничтожение стимула честно работать и платить налоги, так как тогда и субсидию не получишь и на коммуналку все деньги потратишь. Только теневая экономика процветает в таком абсурде.

И все бы хорошо, да только в результате оказалось, что это всего лишь очередная схема обмана «по-украински» ...

В частности, - предпринимателей-единщиков, работающих по упрощенной системе уплаты налога (платят единый налог: ЕН).

По приблизительным подсчетам автора, в Северодонецке зарегистрировано около 3 тыс. таких физических лиц - предпринимателей (ФЛП), в Луганской обл. - 40 тыс., в Украине - 1.2 млн.

Основные условия при переходе на упрощенную систему:

1 группа: годовой лимит дохода - дo 300 000 грн; ставка единого налога - до 10% минимальной зарплаты (до 137,80 грн. в 2016 г; в 2015 г. - дo 121,80 грн).

2 группа: годовой лимит дохода - дo 1,5 млн. грн; ставка единого налога - до 20% минимальной зарплаты (до 275.60 грн в 2016 г.; в 2015 г. - дo 243.60 грн).

3 группа: годовой лимит дохода - дo 5 млн. грн; ставка единого налога - 5% от дохода.

В результате субсидийных реформ предприниматели вынуждены прекратить (а, может, "прекратить" - уйти в тень) предпринимательскую деятельность.

Начинать и регистрировать предпринимательскую деятельность стало опасным занятием, так как материально, особенно в начале работы, можно не выиграть, а проиграть, не получив ни дохода, ни субсидии.

Зарегистрировав предпринимательскую деятельность в этом году (например, с 1 января), можно несколько месяцев проработать с небольшим доходом (300-500 грн в месяц)

Может случиться так, что доход первые месяцы будет нулевым, а то и и убыточно проработать.

Ну, что ж, не получилось, то и не получилось.

Закрыл предпринимательскую деятельность (например, с 1 июля), и пошел отдыхать на свою минимальную пенсию (1130 грн). И спи спокойно ...

.. До следующего года.

А в следующем году (как в этом и прошлом) Премьер - министр пообещал всем нуждающимся назначить субсидию.

И пошел в следующем году предприниматель, который ни копейки не заработал на предпринимательской деятельности, оформлять субсидию.

А ему:

- "Да ты что? Согласно закону ты должен был зарабатывать по четыре прожиточных минимума (сейчас: 1450х4 = 5800 грн / мес)». Ты же был предпринимателем ..

- «Да я же не копейки не заработал»

- «А должен был заработать».

И - весь следующий год без субсидии.

«Вот такая ляпота, малыши», - как говорил дед Панас.

Здесь можно несколько смягчить ситуацию, ежели ввести норму, которая была ранее, согласно которой гражданин мог по желанию брать доход не за прошлый год, а за предыдущие три месяца. Или – за один месяц.

В этом случае наш горемыка мог взять доход за 3 месяца (с 1 июля по 30 сентября, когда уже не был предпринимателем) и ему насчитали бы субсидию с первого октября (начала отопительного периода).

Так что же это за страшный зверь: предпринимательская деятельность - оплата жилищно-коммунальных услуг - субсидии?

Как видно из вышеприведенных требований, предприниматели первой группы должны иметь годовой доход не более 300 тыс. грн, второй - не более 1.5 млн., третьей - не более 5 млн.

Пожалуй, многие предприниматели и имеют такой (или около такового) доход.

Но есть большая группа ФЛП, получают значительно меньший доход - 300-500 грн в месяц, а то и меньше.

Некоторые могут иметь вообще нулевой доход, законодательством это не запрещено.

Например: гражданин устроился на работу, учится в учебном заведении, болеет, ухаживает за ребенком или больным, сложилась неудачная конъюнктура рынка.

Наконец, мог попасть в места не столь отдаленные.

Приостанавливать регистрацию предпринимательской деятельности он не обязан, просто периодически своевременно сдает отчеты с нулевым доходом.

Надеясь на наступление лучших времен.

Живет за счет пенсии, зарплаты, пособия или личных сбережений. Исправно оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Возможно, даже получал субсидию, имея нулевой или небольшой доход от предпринимательской деятельности.

Благо, что коммунальные тарифы до 2014 г. были более или менее терпимыми.

И вот наступил 2015 г. и произошло то, что никто не мог предвидеть.

Тарифы выросли непомерно.

Предприниматели, работающие на едином налоге и получающие небольшой или нулевой доход, вынуждены обратиться за назначением субсидий.

Но не тут-то было.

Им показывают Положение (редакция от 21.07.15 г.):

12. "Для физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога первой группы, независимо от полученных (неполученных) доходов в совокупный доход за каждый месяц учитывается доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц за этот месяц, для физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога второй группы - двух прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц, для физических лиц-предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога третьей группы, - трех прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц "

И на основании этого Положения берут доход за прошлый год в надуманный чиновниками размере.

Это означает, что если ФЛП (третья группа) имел небольшой доход, например, 500 грн в месяц (или нулевой), захочет оформить субсидию, то ему посчитают не реален доход, а три (сейчас: четыре) прожиточных минимума.

Просматривается явная дискриминация по признаку «предприниматель - не предприниматель».

Выглядит как наказание за то, что решил заняться предпринимательской деятельностью.

Притом: задним числом.

В назначении субсидии отказывают. Вернее, не отказывают, а назначают «в размере 0.00 грн.).

Ну, это, наверное, для «улучшения статистики» - увеличение количества граждан, которым назначена субсидия.

Была небольшая «отдышка»: если предприниматель прекращал предпринимательскую деятельность, то, по истечении трех месяцев, он мог подать заявление о назначении субсидии, предоставив документы о доходе за предыдущие три месяца.

Но эта норма продержалась недолго: с 21.07.15 г. по 30.04.16 г..

Владимир Гройсман, став Премьер-министром, «переплюнул» своего предшественника, исключив эту норму.

Теперь необходимо принимать доход за предыдущий год (или: за первые три квартала, если субсидия назначается с 1 января).

И уже не можно брать за 3 месяца. Нельзя!

Мало того, Гройсман пошел дальше своего предшественника, и увеличил «взятый с потолка» доход для всех трех групп на один размер прожиточного минимума:

«Для физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога первой группы, независимо от полученных (неполученных) доходов в совокупный доход за каждый месяц учитывается доход на уровне двух размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на соответствующий месяц, для физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога второй группы - трех размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, для физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога третьей группы, - четырех размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц. При этом не учитывается доход, полученный самозяйнятою лицом, и доход от предпринимательской деятельности, информацию о предоставленных ДФС на запрос. Система налогообложения и группа плательщика единого налога для упрощенной системы налогообложения определяется на начало месяца, с которого назначается субсидия. »

Таким образом, в 2015 - 2016 годах ФОТ с небольшими (нулевыми) доходами не подпадают под категорию малообеспеченных, и не имеют права на субсидию.

Если ФЛП прекратит предпринимательскую деятельность сейчас, то он не получит субсидию ни в 2016 г., ни в 2017 г. В 2016 г. берется «надуманный» доход за 2015, а в 2017 г. - за 2016 г.

Для ФЛП третьей группы с 1 мая 2016 г. четырехкратный размер прожиточного минимума трудоспособных лиц, учитываемый в ежемесячном доходе, равен 5800 грн.

Даже при нулевом доходе.

О какой субсидию может идти речь? Даже для пенсионера с минимальной пенсией, которая с 1 мая 2016 г. (после повышения) равна 1130 грн).

Вместо 1130 ему начислят доход в сумме 1130 + 5800 = 6930 грн.

Гражданин, который решил заняться предпринимательской деятельностью очень рискует. Ведь неизвестно: чем закончится его инициатива - будет приличный доход, нулевой доход, а то и вовсе «прогорит».

А в следующем году это ему «аукнется»: при расчете дохода для начисления субсидии ему посчитают этот «потолочный» доход в размере 5800 грн ежемесячно (для третьей группы).

Нарушена ст. 22 Конституции Украины, согласно которой:

«Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены.

При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод ».

Нарушена ст. 30.1.7 Закон Украины О жилищно-коммунальных услугах, согласно которой

1. Государственное регулирование цен / тарифов базируется на следующих основных принципах:

7) гарантии социальной защиты населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги и опережение роста доходов населения над ростом цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

О каком «опережении роста доходов населения над ростом цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги» может идти речь при нынешних реалиях?

Опомнитесь, господа чиновники!

Таким образом, даже при нулевом доходе предпринимателю третьей группе насчитывается ежемесячный доход от предпринимательской деятельности в размере 5800 грн.

Как спрашивал В. Высоцкий: «Где деньги, Зин?»

Дайте гр. К. эти деньги, которые начисляют, и он не только сможет оплатить долги за жилищно-коммунальные услуги, но и на Мальдивы слетать.

Кстати, если официальный доход предпринимателя третьей группы равен 5 млн грн, то ему так же считают ежемесячный доход в размере четырехкратного размера прожиточного минимума трудоспособных лиц.

Где здесь логика и здравый смысл?

Таким образом, наши чиновники прилагают все усилия, чтобы заставить пенсионеров прекращать работу и предпринимательскую деятельность, потому что это "аукнется" при оформлении субсидий в следующем году при прекращении работы или предпринимательской деятельности.

И решил гр. К. довести это дело до логического завершения.

Он неоднократно (25 раз) с октября 2015 г. обращался в различные инстанции с просьбой решить эту проблему для него и других граждан Украины.

Обращался:

- в Управление труда и социальной защиты населения. Северодонецка;

- к городскому голове;

- к председателю Луганской областной государственной администрации;

- к депутатам Верховной Рады (Денисова Л. Л., Кужель А. В., Тимошенко Ю. В., Ляшко О. В., Рабинович В. С.):

- в Министерство социальной политики Украины;

- к Председателю Верховной Рады Украины;

- к Премьер-министру Украины.

Безрезультатно, одни отписки.

Как правило, направляют в Министерство социальной политики Украины, откуда идет ссылка на п.12 Положения.

Его обращение к Верховной Раде Украины переслали в Кабинет Министров.

Чиновники КМ считают, что этот вопрос не входит в их компетенцию и переслали его обращение в Минсоцполитики.

В Минсоцполитики «рассмотрели» и предоставили отписку в духе советских времен: напечатали один к одному пункт из положения, согласно которому его считают богатым и таким, кому субсидия не требуется.

Ответы на его вопросы не дали. Вопрос не решили.

С октября 2015 по настоящее время субсидию гр. К. не назначили.

Пожалуй, этот вопрос полностью решится в ноябре-декабре, когда начнутся массовые выступления против антинародной тарифной политики правительства.

Решающее значение сыграла жалоба на Кабинет Министров, которую гр. К. направил Уполномоченному по правам человека Валерии Лутковской (исх. № 539К, от 11.06.15).

Гр. К. получил ответ (исх. № 8.1.1/К268118.16/12-36, от 06.07.15):

"Вместе с тем сообщаем, что приведенные Вами аргументы о необходимости совершенствования законодательства будут учтены в деятельности Уполномоченного по правам человека способом и в соответствии с полномочиями, определенными Законом Украины" Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека ".

Вот результат:

Лутковская открыла производство по делу о нарушении прав граждан на получение субсидии.

"Учитывая правовую необоснованность таких подходов к указанной категории граждан, которые ухудшают их и без того сложное положение, в Министерство социальной политики Украины, как центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, направлено обращение о принятии мер для отмены или пересмотра на законодательном уровне внесенных Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.2016 № 319 изменений в пункт 12 настоящего Положения. этот вопрос находится на личном контроле уполномоченного по правам человека ", - отметили в пресс-службе.

В результате было принято Постановление Кабинета Министров Украины от 8 сентября 2016 № 635, согласно которой в п.12 Положения появился абзац:

«В случае если на момент обращения за назначением субсидии лицо является неработающим пенсионером, который не имеет других доходов, кроме пенсии, в его среднемесячном совокупном доходе учитывается размер пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается субсидия».

(На сайте ВР изменения внесены 27-28.09.2016 г.).

"Стучите - и отворят вам».

«Пенсионер Козлов»,

тел. для справок и консультаций: 050-422-42-14

На эту тему также:

« Субсидии. Как правительство «кинуло» предпринимателей - плательщиков единого налога»

26.06.16. http://prav-da.com.ua/blog/7/post/1031


Оставьте комментарий

Вы должны зарегистрироваться , чтобы оставить комментраий.