Как корпорации Европы вооружают Россию

Несмотря на санкции, Россия получает необходимые комплектующие для создания современного вооружения.

07.08.16 В За рубежом 129
Высоцкая Сабина
Источник: argumentua 

 В этом ей помогает европейский бизнес, для которого собственный интерес важнее политической конъюнктуры.

Уже как два года российский военно-промышленный комплекс пребывает под санкционным давлением Европейского Союза. В штрафные списки ЕС внесены люди, которые отвечают за развитие российской оборонки, а также предприятия - разработчики техники военного назначения.

В то же время не секрет, что импортозамещение в сфере российского ВПК провалилось. Ещё в 2015 году заместитель министра обороны Юрий Борисов докладывал российскому президенту, что «к 2025 году стране удастся заменить лишь 826 образцов вооружений и военной техники». Речь идёт о десятках тысяч конкретных комплектующих из стран НАТО и ЕС. Другими словами, если не сразу, то на протяжении двух лет российская оборонная промышленность должна была просто остановиться из-за нехватки деталей.

Тем не менее, 22 февраля 2016 года Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал доклад, согласно которому с 2011 по 2015 год экспорт российского вооружения в Европу вырос на 264%. В связи с этим возникает вопрос: каким образом российские госкомпании так быстро воспроизводят необходимое ВПК оборудование? Ответ – Россию вооружают европейские корпорации.

Итальянский нарушитель

4 сентября 2014 года, за день до саммита НАТО в Уэльсе, премьер-министр Италии Маттео Ренци осудил российскую агрессию против Украины и поддержал идею ужесточения секторальных санкций относительно Российской Федерации: «Мы готовы расширить перечень ограничительных мер в сфере финансов, обороны, ряда технологий и товаров двойного назначения».

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Италии Маттео Ренци на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, 17 июня 2016 года. Фото: EPA/UPG

На следующий день газета La Stampa сообщила, что итальянский премьер анонсировал продажу Украине 90 бронемашин IVECO LMV («Рысь»). Однако украинские Вооружённые Силы так и не получили обещанный товар. Более того, на протяжении 2014 года российская компания «Гарнизон» (бывший «Оборонсервис») приобрела у Италии 81 комплект для сборки броневиков «Рысь», а в 2015 году – 93 машинокомплекта. И это притом, что на российское предприятие уже тогда были наложены санкции.

История поставок итальянских бронеавтомобилей в Россию довольно интересна. В 2011 году, когда ещё никто и не думал о внедрении санкций, Италия передала на вооружение РФ 10 машин в готовом виде, а далее было запланировано, что российский завод в Воронеже соберёт броневики из предоставленных комплектующих. Но уже в 2012 году новый министр обороны России Сергей Шойгу запретил российской армии принимать на вооружение бронеавтомобили класса «Рысь», а в 2013 году российское минобороны вообще приостановило поставки – в ведомстве заявили, что броневики не соответствуют техническим характеристикам.

Бронеавтомобиль "Рысь" или IVECO LVM-M65. Фото: ridus.ru

Заявления Шойгу оказались ложными, так как поставка итальянских запчастей не прекращалась ни на один год: согласно производственной программе на 2015-2016 годы Россия должна выпустить 356 бронеавтомобилей «Рысь».

Но кто же конечный получатель итальянских броневиков? Это военная часть 48670, где размещена 91-я Центральная база резерва автомобильной техники РФ. Находится она по адресу: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область. Не исключено, что итальянские бронеавтомобили «случайным» образом попадут к российским оккупационным войскам на Донбассе. Тем более, что в 2015 году бронеавтомобили уже были замечены в Крыму.

Примечательно, что с 2013 года сборка машин компании IVECO проводиться в Набережных Челнах на заводе «Ремдизель», которому удалось отмежеваться от российского крупного поставщика оружия - государственной корпорации «Ростех» и не попасть под западные санкции. Известно, что предприятие «Ремдизель» входит в сферу влияния ещё одного промышленного гиганта КамАЗ, которому также посчастливилось избежать санкций Евросоюза.

Немцам санкции нипочём

Как оказалось, компания КамАЗ играет активную роль в военном конфликте на Донбассе. Грузовые фуры, которые выпускает это предприятие, формируют составы так называемых «гуманитарных конвоев», постоянно пересекающих российско-украинскую границу без разрешения на то украинских властей и международных организаций.

13 февраля 2016 года во время празднования КамАЗом 40-летия со дня выпуска первого грузовика, пресс-секретарь компании Олег Афанасьев заявил, что его корпорация поставляет продукт оборонным предприятиям - «Ремдизелю» и «Заводу спецавтомобилей». При этом он подчеркнул, что КамАЗ выпускает продукцию двойного назначения, которую могут закупать и военные. Таким образом, Олег Афанасьев откровенно лукавит, когда говорит, что «какого-либо отношения к военно-промышленному комплексу КамАЗ не имеет».

Как же российской корпорации КамАЗ удаётся избежать санкций?

Грузовики Камаз везут якобы гуматитарную помощь от РФ в Донецк. Фото: EPA/UPG

Оказывается, что в конце февраля 2015 года Европейская комиссия разрешила создать КамАЗу совместное предприятие с немецким концерном Daimler, производителем автомобилей марки Mercedes-Benz. Таким образом, немцы получили 15% акций российского автомобильного гиганта. После заявления украинской стороны о нарушении духа санкций немецкой компанией, Еврокомиссия сообщила, что «нет запрета на слияние или создание совместных предприятий компаниями ЕС, при котором объединенная компания будет действовать в России и заниматься товарами двойного назначения и технологиями для военного использования или для российских военных».

И это, однако, ещё не всё. Согласно расследованию, основанному на данных так называемого панамского досье, КамАЗ связан с близким окружением Владимира Путина, с людьми, чьи фамилии не внесены в санкционные списки ЕС. Так, например, известно, что пакет акций КамАЗа через оффшорную компанию Avtoinvest Limited контролирует кум российского президента, виолончелист Сергей Ролдугин.

А вот переговоры по продаже ценных бумаг российского предприятия немецкому Daimler проводил друг детства гендиректора компании «Ростех» Сергея Чемезова – Виталий Мащицкий. Ему принадлежит 11% акций компании КамАЗ. Любопытно, что и госкомпания «Ростех», и её руководитель Чемезов (близкий соратник Путина) находятся в штрафных списках Евросоюза. Но это не мешает на базе всё того же КамАЗа создавать необходимые российскому ВПК комплектующие. И всё это происходит за ширмой сотрудничества с немецкой корпорацией.

Между тем, Daimler не единственная немецкая компания, которая помогает российскому ВПК держаться на плаву вопреки санкциям.

К примеру, Ульяновский механический завод – главный российский производитель систем противовоздушной обороны – покупает средства измерения у немецких корпораций ROHDE и SCHWARZ. Научно-производительный комплекс «Геофизика», разрабатывающий оптико-электронные системы для нужд космических сил, авиации, Военно-морского флота, Сухопутных войск, закупает запчасти у немецкой фирмы PFERD. Научно-производственное объединение «Стрела», занимающееся разработкой военных радаров, на постоянной основе приобретает станки OPTIUM.

Офис компании ROHDE и SCHWARZ в Мюнхене. Фото: glassdoor.com

А недавно открытое «Кировское машиностроительное предприятие», выпускающее ракеты для комплексов ПВО, получает оборудование от германской корпорации Trumpf и германо-японской компании DMG Mori.

Примеров подобного сотрудничества – десятки.

Непонятно, имеет ли отношение руководство Германии к заключению тайных сделок между российскими и немецкими компаниями, однако точно ясно, что, благодаря нелегальным действиям немецких поставщиков, страна стала соучастником российской агрессии.

Французы тоже в деле

Французская компания Thales уже давно работает на российском рынке вооружений. Ещё до введения санкций корпорация являлась основным поставщиком современного оборудования для военно-промышленного комплекса РФ. В частности, Thales обеспечивала комплектующими истребители класса Су. А совместное с российским холдингом «Швабе» (входит в состав «Ростех») предприятие на базе «Волжского оптико-механического завода» до сих пор занимается производством тепловизоров.

Впрочем, пресс-секретарь корпорации Соня ле Гевель ранее заявляла, что «Thales строго соблюдает действующие в отношении России санкции и придерживается законодательства, касающегося подсистем и компонентов техники».

Однако, как же так получилось, что после захвата украинскими военными российского танка Т-72 под Иловайском в августе 2014 года в машине обнаружили тепловизионную систему управления огнём всё той же Thales? И как объяснить, что позднее на снимках танка Т-90, сделанных сотрудниками российского производителя оружия «Уралвагонзавода», видны элементы системы управления огнём дочерней компании Thales – Thompson CSF Optronique?

Российские танки серии Т-90 во время военного шоу на аэродроме под Москвой. Фото: EPA/UPG

Между тем, Thales не единственный поставщик комплектующих военного назначения в Россию. Французская фирма Sagem поставляет тепловизоры для тех же танков Т-90, а также компоненты для вертолётов Ка-52. Более того, ещё в 2011 году компания Sagem совместно с корпорацией «Рособоронэкспорт» и заводом «Инерциальные технологии Технокомплекс» создала предприятие «РС Альянс», на котором производятся навигационные системы, предназначенные для боевой авиации.

Какую же роль играет официальный Париж в вопросах поддержания такого тесного франко-российского сотрудничества в сфере вооружения?

Во-первых, французской стороне удалось убедить Европейский Союз сделать исключение для договоров, составленных до 1 августа 2014 года между оборонными предприятиями двух стран. Таким образом, если вы заключили «рамочный контракт» и, к тому же, не указали в нём конкретный объём поставок, то вы можете бесконечно продавать оружие России.

Но и это ещё не всё. Чтобы обойти санкционные запреты, французские производители продают свою продукцию на азиатские и африканские рынки. А там уже товар ожидают российские покупатели. В частности, Россия закупает французские комплектующие в Индии и в Китае. В Алжире же создано совместное с россиянами предприятие для сборки танков Т-90С.

А, между тем, президент Франции Франсуа Олланд чётко дал понять, что только после выполнения Минских соглашений можно предусмотреть «поэтапное снятие санкций» с РФ.

В чём суть санкций?

 

Президент России Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу на встрече с выпускниками военных вузов в Кремле. Фото: EPA/UPG

С начала введения санкций стало понятно, что Россия будет искать обходные пути и пытаться тайно договариваться с европейским бизнесом о закупке недостающего военного оборудования. Также было ясно, что возникнут вопросы с товарами двойного назначения, которые могут использоваться и в мирных, и в боевых целях.

Однако не это главное. К большому сожалению, европейцы так и не поняли, что санкции являются не только инструментом сдерживания оккупанта, а и экзаменом на честность для самого Европейского Союза. Именно поэтому жёстко карать нужно и российских производителей оружия, и европейские компании, которые помогают агрессору. И именно поэтому Украина призывает европейских партнёров тоже выполнять взятые на себя обязательства.

Александр Демченко, опубликовано на сайте Информационно-аналитического центра национальной безопасности Украины


Оставьте комментарий

Вы должны зарегистрироваться , чтобы оставить комментраий.