Кто оплатит ремонт автомобиля при наезде на"яму"на дороге

Речь пойдет о возмещении вреда собственникам транспортных средств вследствие неудовлетворительного состояния дорог.

14.10.17 В Общество 157
Максимов Сергей
Источник: posovesti 

Ответственность за причинение вреда в связи с неудовлетворительным cостоянием дорог.В свете постоянных дорожных «асфальто-ямовых» перипетий рассмотрим принципиальный и самый болезненный вопрос для водителей и собственников автотранспортных средств, «наслаждающихся» курсированием по автомобильным дорогам Украины.

Вполне очевидно, что при наличии таких обстоятельств возмещение вреда должно осуществляться за счет денежных средств соответствующих органов местного самоуправления и Государственной службы автомобильных дорог вследствие их действий или бездействия.

Предусмотренная ст. 1166 ГКУ ответственность наступает в случае причинения вреда лицу и имуществу гражданина либо имуществу юридического лица и заключается в обязанности лица, причинившего вред, возместить его в полном объеме. Следовательно, юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение данного обязательства, является факт причинения вреда как самостоятельного основания возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренного ст. 11 ГКУ.

Как разъясняет Пленум Верховного Суда Украины в п. 2 постановления от 27.03.92 г. № 6 «О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении вреда», рассматривая такие иски, суды должны учитывать, что согласно ст. 440 ГК Украины (в данном разъяснении речь идет еще о «старом» Гражданском кодексе, в действующем же ГКУ это вышеуказанная ст. 1166) вред подлежит возмещению при условии, что действия лица, причинившего его, были неправомерными, между ними и вредом существует непосредственная причинная связь и имеется вина указанного лица.

В соответствии со ст. 35 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в частности, как указано в разъяснении Высшего арбитражного суда Украины от 01.04.94 г. № 02-5/215 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с возмещением вреда», преюдициальное значение для хозяйственного суда имеют приговор суда в уголовном производстве, вступивший в законную силу, по вопросам, имели ли место определенные события и кем они совершены, либо решение суда по гражданскому делу, вступившее в законную силу, относительно фактов, установленных судом. В иных случаях вопросы вины конкретных лиц решаются хозяйственным судом самостоятельно по результатам исследования всех обстоятельств и материалов дел, в т. ч. материалов следственных органов.

Исходя из этого, согласно ст. 1166 ГКУ истец должен доказать наличие вреда и неправомерного поведения ответчика, непосредственную причинную связь между правонарушением и причинением вреда, определить размер возмещения. В то же время ответчик должен доказывать отсутствие своей вины, поскольку в силу положений ГКУ последнее презюмируется.

Отсутствие вины, в свою очередь, должно усматриваться и подтверждаться доказательством, а не считаться отсутствующим вследствие недостающего доказательства, которое непосредственно бы его подтверждало.

Общее правило указанной статьи ГКУ устанавливает, что любой имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездействием личным неимущественным правам либо имуществу физического или юридического лица, возмещается лицом, причинившим его, в полном объеме. Если присутствуют специальные основания, предоставляющие возможность применять к правоотношениям положения других статей § 1 главы 82 ГКУ, следует руководствоваться специальными нормами.

Согласно ст. 1172 ГКУ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при выполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей.

Следовательно, ответственность юридического лица наступает только если лицо, по вине которого причинен вред, состоит с такой организацией в трудовых отношениях, и такой вред причинен им в связи с выполнением им своих трудовых (служебных) обязанностей независимо от того, на каких условиях заключен трудовой договор (срочный, бессрочный или на время выполнения определенной работы) с этим работником.

Вместе с тем ст. 1173 ГКУ предусматривает возмещение вреда, причиненного органом государственной власти, органом власти АР Крым или органом местного самоуправления, и устанавливает, что вред, причиненный физическому либо юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, органа власти АР Крым либо органа местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, возмещается государством, АР Крым или органом местного самоуправления независимо от вины этих органов. 

Кто отвечает за состояние дорог?Составляющими улиц и дорог городов и других населенных пунктов являются: проезжая часть улиц и дорог, трамвайное полотно, дорожное покрытие, искусственные сооружения, сооружения дорожного водоотвода, технические средства организации дорожного движения, остановки городского транспорта, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, зеленые насаждения, наземные и подземные сети (ч. 1 ст. 18 Закона Украины от 08.09.05 г. № 2862-IV «Об автомобильных дорогах», далее - Закон об автодорогах). Улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления и являются коммунальной собственностью (ч. 1 ст. 16 настоящего Закона).

Одними из основных обязанностей органов местного самоуправления в части управления функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов (п.п. 1, 2 ст. 19 Закона об автодорогах) являются:

• обеспечение непрерывных, безопасных, экономичных и удобных условий движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам городов и других населенных пунктов;

• организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог городов и других населенных пунктов по установленным для них государственным стандартам и нормам.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее - Закон № 280) местное самоуправление осуществляется территориальными громадами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, представляющие общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов. В свою очередь, согласно положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Украины и ч. 3 ст. 24 Закона № 280 органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Согласно п.п. 1, 2, 4 ст. 21 Закона об автодорогах именно органы местного самоуправления в порядке, определенном законодательством, несут ответственность за:

• состояние улиц и дорог городов и других населенных пунктов в соответствии с действующими нормами, в т. ч. по безопасности движения транспортных средств и пешеходов;

• качество работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию улиц и дорог городов и других населенных пунктов;

• возмещение убытков пользователям таких улиц и дорог, возникших в связи с их неудовлетворительным состоянием.

Статья 5 Закона об автодорогах определяет виды дорог, его ст. 8 классифицирует автомобильные дороги общего пользования.

Государственное управление автомобильными дорогами общего пользования осуществляет Государственная служба автомобильных дорог Украины (Укравтодор), являющаяся центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабмином Украины через руководителя центрального органа исполнительной власти в отрасли транспорта и у которого имеются свои органы управления на местах (ст. 10 Закона об автодорогах). В своей деятельности такой госорган руководствуется Положением о Государственной службе автомобильных дорог Украины, утвержденным постановлением КМУ от 16.04.07 г. № 628.

Одними из основных обязанностей органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования на основании п.п. 5, 6, 9, 10 ст. 11 Закона об автодорогах являются:

• обеспечение непрерывных, безопасных, экономичных и удобных условий движения транспортных средств с нормативными техническими характеристиками и нагрузками;

• организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог по установленным для них государственным стандартам и нормам;

• обеспечение технического надзора за состоянием автомобильных дорог;

• выявление аварийно-опасных мест (участков) на автомобильных дорогах и осуществление мер по их ликвидации.

Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны утверждены постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198. Они распространяются на автомобильные дороги общего пользования. Правила пользования, ремонта и содержания частных и ведомственных дорожных объектов, а также правила их охраны устанавливаются собственниками этих объектов по согласованию с органами полиции МВД (далее - полиция).

Ремонт и содержание дорожных объектов (за исключением железнодорожных переездов), находящихся в общегосударственной собственности, осуществляются дорожно-эксплуатационными организациями, относящимися к сфере управления Укравтодора, а находящихся в коммунальной собственности - соответствующими коммунальными дорожно-эксплуатационными организациями.

Положениями п.п. 1, 2, 3 ст. 13 Закона об автодорогах установлено, что Укравтодор несет ответственность, в частности, за состояние автомобильных дорог общего пользования, качество работ по их ремонту и содержанию, возмещение убытков пользователям таких дорог, возникших в связи с их неудовлетворительным состоянием, в порядке, определенном законом. Вместе с тем собственники дорог, улиц и железнодорожных переездов, руководящие работники дорожно-эксплуатационных организаций несут ответственность, в т. ч. и уголовную, если дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) случилось по их вине (ст. 24 Закона Украины от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении», далее - Закон о дорожном движении).

Органами, уполномоченными документировать ДТП, являются органы полиции которые и документируют такие происшествия в соответствии с положениями Уголовного процессуального кодекса Украины, Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП) в части нарушения ПДД Украины; Положения о Госавтоинспекции МВД Украины, утвержденного постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 341; Инструкции по организации взаимодействия органов и подразделений внутренних дел Украины при документировании и расследовании ДТП, утвержденной постановлением КМУ от 30.08.06 г. № 888; Инструкции по деятельности подразделений ГНС ГАИ МВДУ, утвержденной постановлением КМУ от 27.03.09 г. № 111, другими ведомственными нормативными актами, регламентирующими деятельность полиции. Контроль за деятельностью работников полиции, документирующих обстоятельства дорожных автопроисшествий, возложен на руководителей подразделенийполиции по оформлению ДТП.

Документирование дорожно-транспортных событий, произошедших вследствие ненадлежащего качества дороги, должно осуществляться работником полиции К его полномочиям относится и составление административного протокола в отношении должностных лиц органов местного самоуправления и областных служб автомобильных дорог по ч. 2 ст. 1281 или по ч. 4 ст. 140 КУоАП.

Согласно ч. 1 ст. 222 КУоАП органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела о таких административных правонарушениях по ст. 1281 и ч. 4 ст. 140 КУоАП, а именно начальник или заместитель начальника отделения (отдела, управления, департамента), командир либо заместитель командира отдельного подразделения соответствующих подразделений МВД Украины, обеспечивающих безопасность дорожного движения, начальник отдела внутренних дел или лицо, которое выполняет его обязанности и выносит постановление по делу по ч. 1 ст. 283 КУоАП.

Получив копию такого постановления, лицо, имуществу которого причинен вред, вправе подавать иск в орган местного самоуправления или соответствующую службу автомобильных дорог о его возмещении.


Оставьте комментарий

Вы должны зарегистрироваться , чтобы оставить комментраий.